Представь, что ты на сцене, собираешься выступить с важной речью. Ваше сердце бьется. Твои руки холодные и липкие.
Почему наши тела реагируют таким образом? «Девяносто девять процентов стрессоров в современном обществе — это социальные стрессоры. Мы беспокоимся о плохих оценках, плохо выполняя некоторые тестовые или рабочие задания », — объясняет Джереми Джеймисон, психолог из Университета Рочестера, который изучает влияние стресса на принятие решений и эмоции. Но «наши системы реагирования на социальный стресс построены на архитектуре, которая изначально была разработана для борьбы с физическими стрессами».
Другими словами, когда мы выходим на сцену, чтобы произнести эту речь, наше тело реагирует так, как будто только что заметило медведя.
Но обречены ли мы так реагировать, воспринимая социальные стрессы как физическую опасность? Не согласно исследованию Джеймисона. Вместо этого мы можем научиться «переоценивать» наш стресс и беспокойство как волнение и положительные эмоции.
Если мы считаем, что можем справиться с проблемой, мы испытываем стрессовое состояние, «мотивированное подходом».
Подумайте о двух лыжниках на вершине ледяного склона, оба сердца бьются; опытный лыжник чувствует себя взволнованным и уверенным, а новичок — парализованным от страха. Это может работать и с социальными стрессорами: «Мы по сути оцениваем, достаточно ли у нас ресурсов для удовлетворения потребностей или нет», — сказал Джеймисон.
Если мы считаем, что можем справиться с проблемой, мы испытываем стрессовое состояние, «мотивированное подходом». Наше тело готовится приблизиться к стрессору или справиться с ним, что позволяет нам чувствовать себя взволнованным, усиленным или даже злым. Но если мы считаем, что у нас недостаточно ресурсов или мы предвидим угрозу, наши тела предвидят поражение и стремятся свести к минимуму физический вред, сужая кровеносные сосуды и центрируя кровь в его ядре. «Выражение холодных ног?» сказал Джеймисон. «Ваши руки и ноги на самом деле становятся холоднее, потому что там течет меньше крови. Тело в основном предвкушает что-то, причиняющее нам вред, и вещи скорее повредят наши конечности, чем наше ядро ».
Исследования Джеймисона показывают, что люди могут изменять эти физические реакции, изменяя свое мышление. В одном эксперименте группе студентов, готовящихся к экзамену GRE (вступительный экзамен в аспирантуру), было сказано, что признаки физиологического возбуждения, такие как учащенное сердцебиение, предсказывают более высокие результаты теста. При прохождении практического теста эти участники демонстрировали большую сердечную эффективность и меньшее сужение своих кровеносных сосудов (в соответствии с «ориентированной на подход» реакцией на стресс), чем студенты без этой инструкции. Более того, учащиеся, которым было предложено принять стресс, превзошли своих коллег по количественному разделу GRE как во время практического теста в лаборатории, так и во время самого экзамена, проведенного несколько месяцев спустя.
Вера в положительную пользу от стресса была достаточной для повышения успеваемости на экзамене.
В серии экспериментов Элисон Вуд Брукс, исследователь из Гарвардской школы бизнеса, обнаружила, что люди, которым было сказано сказать слова «Я взволнован» перед тем, как петь караоке или произносить речь, работали лучше, чем те, кого поощряли выражать беспокойство, спокойствие, или нет эмоций. И участники, которые читают слайд со словами «Попытайся быть возбужденными», лучше справились со стрессовым тестом по математике, чем те, кто прочитал «Постарайся сохранять спокойствие» на контрольном слайде. Если мы беспокоимся о том, чтобы дать свадебный тост или зайти на обзор производительности, мы можем переосмыслить этот негативный стресс как позитивное волнение. [Примечание редактора: чтобы оценить свой собственный стресс, послушайте, как мы это сделали.]
Наш подход к стрессу может иметь долгосрочные последствия. В 1981 году компания Illinois Bell Telephone уволила почти половину своих 26 000 сотрудников. Доктор Сальваторе Мадди, психолог из Чикагского университета, отслеживал более 400 руководителей компаний в течение шести лет, предшествовавших увольнениям, и шесть лет спустя. После увольнений две трети испытуемых Мадди боролись за свою работу, лидерство и здоровье. Некоторые испытывали сердечные приступы, инсульты, ожирение, депрессию, токсикоманию и плохую оценку показателей. Другая треть — несмотря на те же потрясения, что и их коллеги, — сохранила свое здоровье, счастье и карьерный рост.
Мадди изучал различия между теми, кто дрогнул, и теми, кто процветал перед лицом стресса, перебирая различия в то, что он назвал «Три С». Люди, которые процветали перед лицом стресса, стремились быть вовлеченными в то, что происходило вокруг них (приверженность) и хотели влиять на результаты, а не погружаться в пассивное бессилие (контроль). Но они также продемонстрировали сложную позицию, которая означала, что стрессовые изменения рассматривались как возможности для обучения и роста.